С принятием нового Жилищного кодекса возникла парадоксальная ситуация. Например, чтобы поменять ребенку фамилию, нужно собрать шесть различных документов и запросить разрешение опекунского совета. И в то же время законы позволяют выписать ребенка в никуда без всякого контроля со стороны отдела опеки. В случае, если ребенок не имеет доли в квартире, он легко может остаться вообще без крыши над головой, передает НТВ-Петербург.
В квартире № 61 Людмила Данилова и ее 11-летний сын прописаны совершенно официально. Но попасть в свой дом они не могут с сентября. С тех самых пор, как входную дверь своим ключом открыл новый собственник.
Бывший муж Людмилы продал квартиру, даже не поставив ее и своего сына в известность. Но по закону он прав — с 2005 года в Гражданский кодекс внесли поправки, которые дали собственникам новые права. В том числе возможность продавать квартиру, несмотря на прописанных в ней детей. А также право выписать этих детей через суд.
«Мы звонили в органы опеки, а нам сказали, что нет смысла обращаться, потому что ребенок не был собственником, — рассказывает Людмила Данилова. — Они стали бы заниматься этим делом, если бы он был сиротой».
Получается, что три года назад детей поделили на тех, кого стоит защищать, то есть собственников, и тех, кого защищать необязательно, то есть просто прописанных в квартире.
Теперь отдел опеки не может выполнять главную свою функцию — следить за соблюдением интересов ребенка. Последняя надежда — на добросовестного нотариуса.
«Если нотариус видит, что человек ведет нездоровый образ жизни или кто-то за него пытается продать квартиру, нотариус может направить в органы опеки такой запрос: «Не состоит ли семья на контроле как неблагополучная и не лишены ли родители родительских прав?», — говорит Игорь Максютов, руководитель отдела опеки и попечительства муниципального образования муниципального округа № 71.
Однако через нотариальную контору проходят далеко не все сделки с недвижимостью. Есть гораздо более простой и популярный способ продать квартиру. — очень многие идут в любую фирму, оформляют договор в простой письменной форме.
Далее они обращаются в Управление федеральной регистрационной службы, сдают его на регистрацию. Договор можно и по доверенности сдать.
В случае Ирины Глухенькой не помогла и проверка благонадежности собственника. Женщину вместе с полуторагодовалой дочкой Настей пожилой родственник выписал из комнаты в коммунальной квартире. Прокуратура даже не стала проводить проверку.
«Я выписал ребенка из комнаты, потому что я должен в комнате жить», — говорит Владимир Защук, собственник комнаты.
Поскольку идти Ирине было некуда, она заняла пустующую соседнюю комнату. Комната принадлежит государству и здесь в любой момент могут появиться новые жильцы. Семья Ирины сейчас фактически вычеркнута из жизни общества.
«Я считаю, что это несправедливо. Я не могу сейчас его вообще никуда прописать. Он болтается в воздухе, — говорит Ирина Глухенькая. — То есть я не могу оформить гражданство, не могу оформить ребенка в садик, чтобы пойти на работу».
Про несправедливость нового закона говорят не только пострадавшие из-за него. 7 ноября 2007 года Верховный суд рассмотрел подобное дело. Прописку ребенка в квартире восстановили, то есть прецедент уже создан.
ВИДЕОРЕПОРТАЖ НТВ-ПЕТЕРБУРГ